В мире умных мыслей:
Умным покоряются машины,
Смелым покоряются вершины,
Речь упорным покоряется
Тем, кто ежедневно занимается!
Цель работы учителя — логопеда ДОУ:
· Коррекция нарушений звукопроизношения.
Задачи:
· Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи.
· Устранение дефектного произношения.
· Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
· Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.
· Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).
· Устранение дефектного звукопроизношения.
· Оказание консультативной помощи родителям и педагогическому коллективу.
· Повышение уровня профессиональных качеств.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.
К. Д. Ушинский
Причины речевых нарушений.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям
Основные причины:
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода (в период от 4 нед. до 4 мес). Возникновению речевой патологии способствует токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др;
- родовая травма и асфиксия во время родов;
- различные заболевания в первые годы жизни ребенка;
- травмы черепа;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Возраст |
Развитие речи |
Новорожденный (0-1 месяц) |
Крик.
Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет). |
Грудной |
Примерно к
2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой
системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.) |
3-6 месяцев |
С 3 мес. у
малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы. С 5 мес. Дети пытаются
подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. |
6-9 месяцев |
Начиная с 6
мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. |
9 месяцев 1 год |
К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. |
Ранний (1-3 года) |
С
появлением первых слов начинается этап развития активной речи. |
Дошкольный (3 года-6 лет) |
В 3 года словарный запас дошкольника может составлять до 3000 слов. Он
постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения. В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи,
т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. В
3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.К 7 годам
ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки. |
Школьный (от 7 лет) |
В 7 лет появляется письменная речь, а в подростковом возрасте – литературная и сленг. |
Комплекс упражнений для шипящих звуков.